Виолетта КИРТОКА,

«ФАКТЫ» (Радомышль — Киев)

Музею домашней иконы в историко-культурном комплексе «Замок Радомысль» исполнилось четыре года

— У этих колокольчиков удивительная история, — рассказывает основатель музея, народный депутат, советник президента по гуманитарным вопросам заслуженный врач Украины Ольга Богомолец. — Много лет подряд каждые выходные я ездила на барахолку, разыскивая домашние иконы. Как-то проходила мимо дедушки, который остановил меня и подарил колокольчик. «Он мне не нужен», — сказала я. «Бери», — ответил он. Через год тот же дедушка протянул мне еще один колокольчик. Это стало доброй традицией. Вскоре у меня оказалось четыре совершенно одинаковых колокольчика. Я их спрятала в кладовку. Во время событий на Майдане мне позвонила директор уже работавшего Музея домашней иконы: «Приезжал какой-то мужчина, оставил для вас четыре колокольчика». Несколько месяцев назад, перебирая экспонаты, я нашла все восемь колокольчиков. И поняла: нужен еще один, чтобы получилась арка-колокольня. Вбила в поисковик Интернета слова «девять колоколов» и получила неожиданный мистический ответ: «Девять колокольчиков символизируют девять даров, девять плодов святого духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость»… Понимаю, это как раз то, чего не хватает нашей стране. Так появилась идея создания чудо-колокольни.

Гости, приехавшие на день рождения музея, позвонили в колокольчики и, загадав желания, выпустили в небо воздушные шары. Теперь все, кто посетит историко-культурный комплекс, смогут насладиться мелодичным перезвоном.

 

*Теперь на территории историко-культурного комплекса появилась чудо-колокольня, символизирующая девять даров, необходимых нашей стране: любовь, мир, радость, долготерпение…

— Десять лет назад мне сложно было поверить в то, что будет такой музей, что сюда станут приезжать люди со всей страны, чтобы прикоснуться к истории своего народа, — говорит Ольга Богомолец, принимая поздравления. — Более двадцати лет я собирала домашние иконы, которые многие семьи просто выбрасывали. Когда их стало так много, что они перестали помещаться в подвале моего дома, начала искать место для музея. Понятно, что в Киеве я не могла купить большое помещение, а государству такой музей, к сожалению, был не нужен. Прочитала в газете, что продается старая мельница в Радомышле, где я никогда не была. Приехала и увидела на болоте разваленное здание без окон и дверей. Несмотря на это, ощутила невероятную благость. Уже тогда у меня не было сомнений: музей удастся организовать именно здесь.

Друзья хватались за голову: «Что ты делаешь? Это так далеко от Киева, никто сюда не поедет. Один сплошной мусорник, дороги нет». Начали мы с того, что вывезли 60 (!) КамАЗов мусора. Затем прочистили русло реки, начали менять колонны, которые держали дом. Стены, к счастью, были целыми. Осматривая строение, очищая его, постоянно думала: мельница не очень-то похожа на мельницу. Почему-то окна узкие, как бойницы. Посередине башня, а фундаментом служит гранитная скала.

Начала искать архивные документы, чтобы узнать историю этого места. И выяснила, что в 1612 году архимандрит Киево-Печерской лавры основал здесь «папирню». Именно поэтому вот уже три года по старинной технологии мы делаем бумагу. Место оказалось удивительно подходящим для коллекции икон. Если бы я задалась целью найти здание с необычной историей, вряд ли бы мне это удалось. Сама воля Божья привела меня в замок Радомысль — именно так он назывался триста лет назад.

Знаете, как говорят, глаза боятся, а руки делают. Поэтому мы поэтапно установили окна, заменили полы, провели отопление. Но как только завезли иконы, музей у меня попытались забрать и снести памятник Елисею Плетенецкому, который основал «папирню». Благодаря поддержке друзей удалось выстоять. И теперь все желающие имеют возможность увидеть, какими были домашние иконы в разных регионах нашей страны, как выглядели иконостасы. Создали мы и зал соцреализма, где показываем простреленные иконы, образа с выколотыми глазами… Когда расставляла в нем экспонаты, сама себя спрашивала: «Ну что ты хочешь от людей, родители которых стелили тканевые иконы вместо скатертей на столы? Конечно, они будут пытаться уничтожить такой музей». Но тогда же поняла, что наши дети должны все это видеть, знать, чтобы не совершать подобных ошибок в будущем.

Несколько лет назад в музее раздался телефонный звонок из международной организации, которая изучает историческое и культурное наследие городов, лежащих на многовековых торговых путях. Оказалось, замок Радомысль является одним из пунктов самого длинного в мире сухопутного торгового королевского пути Via Regia, который пролегал по восьми европейским странам. После тщательной проверки всех данных, изучения самого здания, комплекс получил диплом европейского туристического пути.

— На территории замка есть два острова, омываемые водами реки Мыка, — продолжает Ольга Богомолец. — Один — в форме сердца — мы назвали островом Любви. Мы давно его благоустроили. Вот уже два года подряд в июне на нем проходит фестиваль музыки Шопена под открытым небом. В день рождения музея мы открыли для посетителей еще один остров — Счастья. На него гости попадают по мосту Мечты. На одном из деревьев висит традиционный почтовый ящик, сделанный из улья. В нем можно оставить письмо, написанное самому себе. Все здесь располагает задуматься: а что мне необходимо для счастья?

Поздравляя создательницу музея с праздником, матушка Серафима пожелала всегда и все делать с умом и любовью. Матушка Маргарита назвала Ольгу Богомолец человеком, который делает Украину немного красивее. Директор «Мистецького арсенала» Наталья Заболотная обратилась к Ольге Вадимовне: «Волшебница этого города». Невозможно было не обратить внимание на удивительной красоты коралловое намысто с ангелом на шее собирательницы икон.

— Согласно историческим данным, здесь, на месте Радомышля, еще 30 тысяч лет назад была жизнь, — говорит мэр города Владимир Михненко. — Историю своего края нужно изучать. Замок Радомысль является для нас бриллиантом культурной жизни. И это не преувеличение. Разрушить то, что было создано когда-то, легко, а вот поднять из руин, создать — очень сложно.

 

*"Этот гобелен, на котором выткан замок Радомысль, мастера сделали по древней украинской технологии", — говорит создательница Музея домашней иконы Ольга Богомолец.

Фото автора

Источник: «ФАКТЫ» (Радомышль — Киев)