Подписаться



Европейская традиция концертов и фестивалей академической (или классической) музыки под открытым небом уже давно составляет часть арт-ландшафта Старого Континента и становится популярной формой интеллектуального отдыха.

Преимуществ таких представлений, по сравнению с заловыми концертами несколько. Прежде всего, слушатели не скованы никакими условностями дресс-кода. Помимо того, дистанция между сценой и зрительской аудиторией становится более условной – в роли и того, и другого могут выступать городские площади, подножия старинных соборов, руины античных или средневековых сооружений; наконец, парки, лужайки, острова посреди водоемов. Наконец, такие фестивали имеют гораздо многочисленную аудиторию, которая по количеству зрителей ни в чем не уступает рок-концертам. Обычно они происходят в теплое время года – с мая по сентябрь.

Принято считать, что первыми, кто устроил концерты академических произведений под открытым небом, были англичане. В этой связи чаще всего упоминается так называемый «Променадный концерт» классической музыки. Состоялся он в одном из лондонских парков на берегу Темзы в 1894 году. Так впервые были объединены концерт и отдых на природе.

Однако первыми, кто придал концертам под открытым небом характер устойчивой традиции, были итальянцы. В 1913 году в городе Вероне в античном амфитеатре, ныне известном как концертная площадка «Арена ди Верона», была исполнена опера Джузеппе Верди «Аида». Античные руины, шум моря, запахи экзотических растений усиливали эстетическое удовольствие публики. Так родилась традиция ежегодного Праздника оперы в Вероне, который до сих пор проходит на том же месте. И каждый год на нем звучит «Аида».

На конец 1960-х – первую половину 1970-х гг. приходится расцвет рок-музыки. Тогда же зарождаются знаменитые рок-фестивали, собирающие несколько десятков, а иногда и сотни тысяч зрителей. Большинство из них проходит на зеленых площадках и продолжаются 3-5 дней.

В конце ХХ – начале ХХI вв. эту форму массовой музыки переняли от рокеров организаторы классических музыкальных представлений. Это резко увеличило количество зрительской аудитории за счет молодежи. Кроме того, многие рокеры, особенно английские (среди них Ричи Блэкмор, Год Уэйкман и другие), были выходцами из среды исполнителей классической музыки или имели классическое музыкальное образование. Их авторитет заставлял рок-фанов обращаться к наследию музыкальной классики – прежде всего произведений Баха (интересно, что И.-С. Бах даже вошел в некоторые авторитетные рок-энциклопедии), а также Бетховена, Листа, Шопена, Чайковского, Мусоргского. Так был преодолен многолетний барьер между «академистами» и рокерами.

Авторитетным и одним из старейших на сегодня фестивалей академической музыки на открытом воздухе, а также наиболее массовым является, конечно же, фестиваль "Klassik Open Air", который с 2000 года проходит в Нюрнберге (Германия) в предпоследнее воскресенье июля и в первое воскресенье августа. Проходит он в парке Луитпольдхайн, известный во времена нацистской диктатуры многочисленными пропагандистскими парадами. Уже первый фестиваль собрал, по предварительным оценкам, до 50 000 зрителей, преимущественно молодых людей. Сейчас аудитория "Klassik Open Air" оценивается в пределах 80-100 тысяч человек.

Фестиваль бесплатный. Публика собирается на большой поляне в парке. Поскольку концерты продолжаются почти сутки, их посетители берут с собой сэндвичи, чай; допускаются также легкое вино. Поэтому в сумме получается что-то среднее между концертом и пикником. Посещение таких фестивалей – популярная форма семейного отдыха, поэтому значительную часть аудитории составляют супружеские пары с детьми.

Особенно привлекают вечерняя и ночная программы – причем не только из-за музыки, а из-за грандиозного светового и фейерверкового шоу, которыми она сопровождается.

Средства на проведение фестиваля дают спонсоры, главным образом банк Sparda. Прочие расходы покрывается за счет продажи фестивальных сувениров.

В соседней Польше, которая дала миру не одного выдающегося композитора и исполнителя, одним из главных музыкальных событий является международный фестиваль «Шопен и его Европа». Основан в 2005 году Институтом Фредерика Шопена, он традиционно проходит во второй половине августа. В организации фестиваля принимают участие также Национальная Филармония и Варшавская мэрия.

Каждый раз тематика фестиваля обновляется. На нем звучит музыка не только Шопена, но и тех авторов, на него повлияли, и те, которые писали музыку под его влиянием. Интересны также концерты, где подается джазовое видение произведений великого польского композитора. Сценами и зрительскими залами становятся острова в популярном в Варшаве парке Лазенки. На сцену выносятся инструменты эпохи Шопена, или те, на которых играл сам Шопен. Билеты на фестиваль доступны по цене, стоят от 30 до 200 злотых.

Фестиваль стал объектом европейского культурного туризма. Польские и европейские туристические фирмы охотно включают его в программу своих туров по Центральной Европе.

Постепенно традиция исполнения классики от открытым небом докатилась и до Украины. В 2014 году череду музыкальных фестивалей open air в Украине открыл Международный фестиваль «Музыка Шопена под открытым небом». Уже третий год подряд он проходит в историко-культурном комплексе «Замок Радомысль» в городе Радомышль Житомирской области. Его основательница и организатор – Заслуженный врач Украины, общественный деятель и политик Ольга Богомолец. На фестиваль традиционно приглашаются украинские и польские пианисты. По замыслу Ольги Богомолец, это музыкальное событие также является своеобразной стартовой площадкой для молодых украинских исполнителей – студентов консерваторий и учащихся музыкальных школ.

Сами концерты проходят на одном из островов, которые находятся на территории Замка, омываемые рекой Мыкой. Концерты носят благотворительный характер – средства, вырученные от продажи билетов, идут на помощь семьям участников Революции Достоинства и тех, кто погиб на Востоке Украины на войне с русскими оккупантами. Фестиваль имеет также целью содействия украинско-польскому примирению и сближению двух народов.

В прошлом году в Одессе был основан Международный музыкальный фестиваль ODESSA CLASSICS. Его создатель – Народный артист Украины, пианист Алексей Ботвинов. Фестиваль проходит на нескольких концертных площадках, в том числе и под открытым небом – у исторической Колоннады Воронцовского Дворца, которая нередко становится объектом видеоинсталляций. ODESSA CLASSICS принимает музыкантов не только из Украины, но также из Эстонии, Германии, Бельгии, России. Фестиваль не ограничивается только музыкой – в его рамках проходят художественные выставки, литературные вечера, мастер-классы музыкантов, поэтов, журналистов.

В 2013 году в городе Тростянец Сумской был основан фестиваль классической музыки «Чайковский-FEST». Среди его организаторов – Тростянецкий горсовет, Национальный портал академической музыки "Music-review Ukraine» и Клуб любителей творчества П.И. Чайковского. Тростянец был выбран не случайно – сюда в 1864 году Чайковский приезжал, будучи студентом Петербургской консерватории по приглашению князя Голицына. В этом году в мае фестиваль впервые прошел в формате open air. Сцена была расположена в старинной крепости XVIII в. на площадке Круглый двор. Особенность в крепости в том, что она была построена как амфитеатр, поэтому звук имеет «сквозной» эффект и пронизывает аудиторию. В фестивале принимают участие как академические, так и джазовые коллективы со всей Украины.