Подписаться



Дни почитания: 21 ноября («Собор Архистратига Михаила и всех небесных сил бесплотных») и 19 сентября («Хонийское чудо») – у православных и греко-католиков, 29 сентября - у римо-католиков (с 1969 года).

Предводитель небесного воинства («князь воинства небесного»), защитник душ умерших. Считается, что именно архангел Михаил восстал против дьявола, когда тот выступил против Бога-Отца. Михаил победил сатану и сбросил его с неба. Именно архангел Михаил вывел народ Израиля из египетского плена и передал Моисею от Бог Отца десять заповедей («Декалог»). Поэтому евреи считают своим небесным покровителем. Покровитель огня и южной стороны света. Вершитель Страшного Суда от имени Бога- Отца и Иисуса Христа. В «Откровении Иоанна Богослова» он представлен как защитник Пресвятой Девы. Как посредник между Богом и людьми, архангел Михаил почитался фактически так же, как и Дева Мария.

Святой Михаил почитался также как повелитель ветра . Вероятно, что во времена внедрения христианства он заменил собой славянского бога ветров Стрибога.

И в православной , и в католической традициях архангел Михаил считается покровителем воинства, рыцарства, а также представителей отдельных видов ремесел – например, ювелиров, резчиков. Своим небесным патроном его считают охотники.

Культ Святого Михаила существовал на Руси с первых десятилетий христианства. Его изображение присутствует на фресках Софийского собора в Киеве. В 1088 году на территории Выдубицкого монастыря был возведен первый на Руси Михайловский храм. А в 1108-1113 гг. внук Ярослава Мудрого, князь Святополк Изяславович (1050-1113), в крещении Михаил, построил в Киеве в честь своего небесного покровителя Михайловский Златоверхий собор. Именно с тех времен архангел Михаил считается небесным покровителем Киева.

День почитания архангела Михаила, 21 ноября, завершал осенний цикл церковных праздников. Нередко «на Михаила» выпадал первый снег – в таких случаях люди говорили: «Михайло на белом коне приходит». До этого дня украинцы стремились успеть сыграть свадьбы и не засылать сватов – ведь вскоре наступал предрождественский или Филиппов пост (хотя в запасе еще была неделя – пост начинался 28 ноября). Если же девушка к Михаилу осталась «в девках», то произносили заговоры: «Михайле-Михайлику, візьми коня дужого, привези мені судженого…».

День Собора Архистратига Михаила открывал цикл зимних вечеринок . Это были веселые и шумные вечеринки, с песнями и танцами , когда веселились открыто, не боясь церковного осуждения.

Так же, как на Западе Украины перед днем святого Димитрия, на Востоке и Севере Украины, а также на Полесье в последнюю субботу «перед Михаилом» могли устраиваться «Деды» - поминки по умершим родственникам и предкам.

В день Собора Архистратига Михаила вспоминают тех, кто погиб в дорожно - транспортных происшествиях.

Архангелу Михаилу еще со времен раннего средневековья приписывали разные чудеса. Предание повествует, что в IV веке н. э. пономарь Архип Херотопский служил в храме Святого Михаила, который построил житель города Иераполь над целебным источником, из которого исцелилась его дочь. Язычники хотели уничтожить храм. Они соединили в один поток две горные реки и направили его на сооружение. Архип начал молиться Святому Михаилу и тот ударил жезлом по скале. Речные воды хлынули в образовавшуюся от удара расщелину (расщелина по-гречески - «хона») и обошли храм. В честь этого чуда был установлен праздник 19 сентября, который так и назывался – «Михайлово Чудо». Этот день не считался великим праздником и единственный способ, каким его отмечали – это не работали. По крайней мере пытались воздерживаться от серьезных работ - не пахать и не сеять озимые, не рубить дрова, не мазать хату, не строить, не копать и не печь хлеб. Однако разрешалось варить пищу, пасти и кормить скот, а также выполнять мелкую работу по дому. Кроме того, на «Михайлово чудо» в старину начинали варить питьевой мед.

Гуцулы верили, что на «Михайлово чудо» не стоит ни с кем ссориться.

Осенью в разгаре был охотничий сезон, поэтому охотники в этот день, а также 21 ноября, в праздник Собора архангела Михаила, ставили святому свечку. Архангел Михаил был персонажем украинских народных сказок об охотниках.

От «Михайлова чуда» начинались первые заморозки – так называемые «Михайловские».