Подписаться



Светский вариант этого имени – Прасковья или Параска. Такое имя носит известный юмористический литературный персонаж произведений украинского писателя Ивана Нечуя-Левицкого (1838-1918). В России известна графиня Прасковья Уварова (1840-1924) - историк и археолог.

Святая Параскева, которой жития приписывают сенаторское происхождения, жила в городе Иконии во времена правления императора Диоклетиана (245-313). Ее родители были тайными христианами. Долго не имели детей, но когда родилась дочь, назвали ее Параскевою, что означало в переводе с греческого «пятница». Этот день сенатор и его жена почитали больше всего – ведь каждую пятницу они обращались к Богу с просьбой послать им ребенка.

Несмотря на своих богатых родителей, Параскева отличалась скромностью и аскетизмом, тратила деньги на уход за больными и убогими людьми и своим примером многих обратила в христианство. Язычники и жрецы схватили девушку и, сильно ее избив, бросили в тюрьму. Правитель города Иконии напрасно пытался заставить Параскеву отказаться от своей веры. Он даже предложил ей выйти за него замуж, но чтобы отреклась Христа. Была подвергнута пыткам (на некоторых житийных иконах ее изображают распятой на кресте - единственная женщина, которая в православной традиции изображается таким образом) и обезглавлена.

Мощи святой Параскевы недавно хранились в Патриаршем ставропигиальном монастыре , подчиненного Вселенскому Патриарху, недалеко от города Салоники. Однако в ночь с 22 на 23 апреля 2012 года они вместе с другими мощами были похищены. Их судьба до сих пор неизвестна.

Первый известный на сегодня храм в честь этой святой был возведен на Руси довольно поздно – в конце XII в. в Чернигове. Религиоведы считают, что святая Параскева-Пятница в процессе введения христианства на землях южных и восточных славян «заменила» их главную женскую богиню – Мокошь (или Мокошу). В древности могли иметь место публичные шествия, во время которых одна из женщин изображала Мокошь. Интересно, что еще в XIX столетии в некоторых украинских селах был обычай «водить Пятницу», в роли которой выступала женщина с распущенными волосами. А женщины бросали в колодец нити, пряжу, ткани и веретена. Эта традиция признается рудиментом древних жертвоприношений Мокоши.

10 ноября называли «днем Параски-ленницы», поскольку в этот день женщины начинали мять лен. При этом девушки носили распущенные волосы - «чтобы и лен был хороший и косы хорошие». Пряжей, однако, не занимались.

Это был суровый день, когда женщинам нельзя было даже смеяться. «Кто в пятницу смеется, тот в воскресенье плачет», - говорили в старину. Старались также не пахать землю, не полоть и не стирать - «чтобы не опылить Пятницу». И вообще лучше было не начинать никакого нового дела. Иначе Пятница может явиться к тому, кто нарушает это предписание, в виде женщины, исколотой гвоздями и ножами.

Воздерживаются от одалживания – «чтобы счастье не отдать».

Едва ли не единственное, что разрешалось делать «на Параску» и вообще в пятницу – сажать наседку на яйца. Тогда, верили хозяйки, все цыплята вылупятся.

В церкви молились за здоровье детей и ставили свечу.

Но не все было так мрачно. В Черкасской области, например, как рассказывают старожилы, «на Параску» женщины варили сладкую молочную кашу с изюмом, пекли пироги с маком или яблоками. Парни и девушки в тот день постились, чтобы встретить хорошую пару. Девушки при этом приговаривали: «Пятинка, моя матушка, помоги хоть ты, чтобы мне замуж пойти». А еще в церковь заносили льняную ткань или дарили рушник на икону.

Еще в первые годы XX века у украинцев бытовал обычай «кормить» Параскеву. В день почитания этой святой, а также в пятницу на Страстной неделе ставили на стол, накрытый белой скатертью, горшок с разведенным в воде медом, а на ночь оставляли хлеб и кашу - «для Пятинки». «На Параску» гадали на погоду. Если день солнечный, то и зима должна быть теплой, если облачный – в декабре ожидали морозов.