Подписаться



Мы расскажем вам о наиболее характерных блюда украинской кухни, а также о рецептах, которые сегодня уже вышли из нашего обихода. А начнем с блюда, которое присутствует в этот праздничный, рождественский период на столе каждого украинца.

Украинцы верят, что как встретишь новый год, так он и пройдет. Новогодне -рождественский стол буквально ломится от яств, чтобы в течение будущего года всего было в достатке. А главным блюдом на праздничном столе уже на протяжении многих веков остается кутья . На Правобережье ее готовили из пшеницы, а на востоке - из ячменя и заправляли тертым маком, орехами, медом и узваром.

По обычаю ее ставил на стол мальчик из семьи, бережно подложив под скатерть или полотенце немного сена, чтобы скоту в новом году было чем питаться. Накрывали кутью двумя лепешками или кнышами. Рядом размещали обжиночный сноп - символ будущего урожая - и кувшин с компотом из сушеных груш, яблок, слив, вишен и др. С кути начинали святую вечерю. Ее оставляли на столе на ночь, положив рядом ложки, с верой, что умершие предки придут ночью попробовать ее. Кутью носили кумовьям, крестным родителям, бабкам повитухам, родственникам на второй день Рождества вместе с ужином.

Кутья считалась основной обрядовой пищей, а потому с ней связано немало обрядовых действий. После ее приготовления, вынув горшок, смотрели, если зерна поднялись через венчик - на благосостояние , а запали - на плохую весть. На левобережье к сваренному зерна добавляли мед, но помнили известную пословицу: «Не передай куті меду». В некоторых регионах заправляли толченым маком, грецкими орехами, изюмом. Далее все это размешивали с узваром. Особого внимания заслуживает обряд «Нести кутю на покутю». Обычно для самого маленького в семье мальчика отец накануне вязал новые шерстяные варежки, одев их, мальчик брал горшочек и, неся его, приговаривал: «Несу кутю на покутю, на зелене сіно, щоб бджоли сіли».

Кутью традиционно готовили из пшеничных или ячменных зерен (на юге Украины из риса ). Перед тем их вымачивали в воде, толкли в ступе, сушили и снова толкли, чтобы окончательно освободить от плевел. Красный угол, в котором ставили кутью и узвар, в народе еще называют «яслями». Собственно, кутья с узваром является своеобразным символом смерти Христа, поэтому на поминках обязательно готовят это блюдо и еще называют «четвертою страшною кутею».

На юге Украины, как правило, кутью несла хозяйка, перед тем наказав всем присутствующим сесть и сопровождать действо звуками наседки (« кво - кво »), а когда ставила узвар, то просила всех встать и кудахтать ( «кудкудах - кудкудах»). Это делалось для того, чтобы хорошо неслись куры и выводились цыплята. Кое-где сажали в углу детей, и те вместе эмитировали птичьи звуки.

Чаще всего кутью в то место где она должна стоять относил кто-то из мужского пола. Но на Черкасщине предпочтение отдавалось женщинам. Пристроив горшок, она подходила к малышам и, пощипывая их за челки, приговаривала: "Чуб-чуб ..." - это для того, чтобы цыплята были хохлатыми.

На месте, где должна стоять кутья, - углу делали гнездо из сена. Собственно, у него и ставили горшок, прикрыв хлебом с щепоткой соли. По окончании праздников часть сена отдавали животным, а остальное держали для гнезд, где должны нестись куры или цыплята. На Слобожанщине из этой травы готовили купальни для младенцев.

В наши дни ритуальный смысл кути почти утрачен, но в сельской обрядовой кухне она все же занимает одно из почетных мест.