Подписаться



Апостолы Петр и Павел сделали чрезвычайно большой вклад в распространении христианства среди иудеев и язычников, поэтому церковь и называет их «первоверховными апостолами».

Внук Ирода Великого, Ирод Агриппа Первый, в 42 году после Рождества Христова начал гонение против христиан и заключил апостола Петра. Христиане, предвидя казнь апостола искренне за него молились. Ночью случилось чудо: в темницу к Петру сошел Ангел Божий, оковы спали с Петра, и он беспрепятственно ушел из темницы, никем не замеченный. После этого удивительного освобождения книга Деяний упоминает о нем только в рассказах об Апостольском соборе.

Петр, старший брат апостола Андрея Первозванного, первоначально назывался Симоном, имя Кифа (Петр), что означает «скала или камень», дал ему сам Христос. Он был рыбаком, не имел образования и отличался простотой, искренностью и отмеченным в библии вспыльчивым характером.

Апостол Петр вместе с Иоанном и Иаковом стали свидетелями Преображения Иисуса на горе Фавор и через некоторое время - его страданий в Гефсиманском саду. Петр искренне уверял Христа, что никогда не отречется от Него, но, как и предсказывал Христос, отрекся трижды уже через несколько часов. Затем к нему приходит осознание совершенного, раскаяние и горькие слезы. После покаяния Господь трижды утверждает Петра в апостольском звании словами - «паси овец моих». Так Петр стал одним из самых смелых проповедников Евангелия. Он побывал в разных странах Востока и Запада и, наконец, принял мученическую смерть в Риме в 57 году. Осужденный к распятию на кресте, он попросил распять его вниз головой, считая себя недостойным закончить земной путь, как Господь.

Павла сначала называли Саул или Савл, что значит "выпрошенный», «вымоленный» - в честь первого иудейского царя. Состоятельные и знатные родители воспитывали мальчика в строгом религиозном духе. Павел ненавидел христиан и вырос настоящим иудейским инквизитором, со временем он даже выпрашивал у Синедриона разрешения повсюду преследовать и приводить в Иерусалим сторонников «новой секты - еретиков-назореев», как тогда называли христиан.

Обращение Павла состоялось на 30-м году жизни. На пути в Дамаск ему явился сам Христос со словами: «Я - Иисус, которого ты гонишь».

Пережив личную встречу с Христом, Павел обращён в веру и свидетельствует о Христе перед народами. Он осуществляет несколько миссионерских путешествий и проповедует в Аравии, Сирии, Палестине, на Кипре, в Антиохии, в Афинах и многих других странах и городах. Им основано много поместных Церквей, к которым обращены его знаменитые послания, которые получили название «Павлово Евангелие», ставшие одной из главных основ христианского вероучения. После 30 лет служения Павел также принял мученическую смерть: его, как римского гражданина, казнили мечом.

Почитание святых апостолов Петра и Павла началось сразу же после их казни, а место их захоронения стало священным для первых христиан. Отмечая в этот день память первоверховных апостолов, христиане восточной традиции прославляют духовную твердость святого Петра и разум святого Павла, воспевают в них образ обращения согрешающих, и тех, кто обращается: в апостоле Петре - образ того, кто отвернулся от Господа и покаялся, в апостоле Павле - образ сопротивлявшегося проповеди Господней, а после в неё уверовавшего.

В этот день завершается Петров пост, В Украине к этому празднику убирали усадьбу, подбеливали и подкрашивали дом, вешали чистые полотенца. На церковную службу шли с цветами и венками, украшением которых были красные маки. Ритуальным блюдом были, так называемые, мандрики. Название пирожков в народе связывали с легендой о странствиях миром апостолов Петра и Павла, в которых кукушка украла одного "Мандрыка» и за это ее Бог наказал - именно в это время она перестает куковать. Еще люди по этому поводу говорили, что кукушка "Мандриком подавилась", но если ее ковки слышно и после Петра, то это считалось к несчастью.

К празднику Петра хозяйки пытались сделать первые зажинки ячменя нового урожая и в день праздника освятить в церкви обрядовый хлеб, даже если зерно еще не совсем созрело. Впрочем, основной мотив праздника составял начало жатвы, к которому в Украине приступали после Ивана Купала. Да и упомянутые святые по народному поверью были прежде всего покровителями земледельцев. В жатву говорили, что святые апостолы наблюдали за людьми, а потом, посоветовавшись с Богом, «дымились» в отношениях людей: ленивой девушке давали работящего парня, а работящей - лежебоку, потому что если наоборот, то лентяи с голоду умрут. А еще люди верили, что святой Петр носит ключи от рая и имеет силу впускать туда благочестивых людей.