Подписаться



Большинство творческих поисков зародившихся на уровне народного фольклора, впоследствии использовались мастерами как база для серьезных произведений, составляющих культурное наследие Украины. Однако, были и такие направления творчества, которые открываются нам лишь сейчас. К ним в полной мере можно отнести искусство украинской домашней иконы.

В XVI веке, во времена Великого княжества Литовского и Речи Посполитой, наблюдался значительный рост контактов православной и ренессансной традиций в украинском изобразительном искусстве. Именно в это время, которое можно назвать веком подъема культуры украинского народа, искусство украинской иконы выходит за пределы монастырских стен. Для народной иконы характерны отдалённость от церковных канонов, отсутствие строгой методики иконописи. Тем не менее, рассматривая отношение к этому виду искусства в народе и пытаясь оценить культурную ценность тех образцов, что дошли до нас, уже в наши дни мы видим, что мастерство домашней иконы оказало немалое влияние на духовное формирование украинского народа.

Домашняя икона - явление уникальное, увы, не до конца оцененное. Можно, однако, утверждать, что это явление, с XVI века постепенно отходившее от строгости ортодоксального канона иконописи, тем самым более приближалось к «творчеству в вере», чем к творчеству собственно религиозному. Именно потому это явление распространилось по всей Украине.

Художники перед созданием икон постились, молились и просили у изображаемых святых приносить пользу хозяевам образов. Духовное сопровождение самого процесса написания домашней иконы, по сравнению с процессом церковным, было значительно упрощено. Так народные мастера отказались от специальной технологии строгания кипарисовых досок, нанесения пробелов на окрашенные слои, получения благословений до и после каждого этапа работы, «иконных» служб и прочих ритуально-канонических действий. Народные художники, хоть и молились перед написанием икон, более были сконцентрированы на передаче образа и самом процессе работы.

Мы почти ничего не знаем о личностях мастеров домашней иконы. Рисовавшие образа в большинстве своём для домашних алтарей, разрисовывавшие сундуки и возы, иногда даже стены домов, украинские художники-иконописцы значительно ушли от византийских канонов, способствуя тем самым появлению совершенно уникального стиля – украинской домашней иконописи.

По мнению некоторых экспертов (к примеру, одного из известнейших исследователей Украинской иконы – Дмитрия Степовика) именно ренессансная и барокковая икона наиболее точно отображают духовное состояние народа Украины. Отказ от ряда классических приёмов византийской манеры, применения перспективы, трехмерной подачи фона создавали впечатление живого контакта со святым - «Как будто глядящим на тебя», в отличие от отстраненных и холодных, золотых, нередко даже надменных ликов святых, написанных в византийской манеры.

Трудно не согласиться с экспертами - с украинской домашней иконы на потомков глядят живые лица святых, пусть не всегда художественно точных, но выписанных с таким усердием, что им поклонялись и доверяли сокровенное…

Реализм украинской иконописной школы при этом не был похож на картину светского письма. Украинская домашняя икона изображала идеальный, райский, небесный духовный мир – не придерживаясь пропорций, но в точности с библейскими описаниями. Пейзажи, линейная перспектива служили только элементом передачи непередаваемого совершенного мира, что не удаляло от библейско-евангельского смысла, но приближало к народному, недогматическому видению невидимого мира. Допускалась и фантазия, в частности в изображении городов и мест святых деяний. В ХVI веке строения, растения, элементы ландшафта, которые мы видим на иконах, стилизованы, более чем приблизительны и похожи скорее на макеты. Но несколько позднее, уже в XVII – XVIII веках, они будут напоминать украинскую природу и быт, знаменуя становление украинской школы народной иконописи – явления, составляющего неотъемлемую часть богатого культурного наследия украинского народа.